Зелёной фуражке - 110 лет!

В суете дней, мы как-то пропустили мимо себя такую дату, как день рождения зелёной пограничной фуражки... Ну ничего, настоящий пограничник завсегда найдёт повод отметить такой праздник!

Зелёной фуражке - 110 лет!!!, rsva59.ru

Родословная зеленой фуражки.

Возможно, потому, что в прошлом веке руководство пограничной стражей осуществлялось рачительным министерством финансов, с 1855 до 1898 г. существенных изменений в покрое и расцветке формы чинов пограничной стражи не происходило.

В 1893 г. был учрежден Отдельный корпус пограничной стражи, и министр финансов был назначен его шефом. В 1901 г. для гражданского генеральского мундира шефа пограничной стражи была введена папаха со светло - зеленым верхом и крестообразно нашитым золотистым галуном. В 1902 г. светло-зеленым верх папахи стал у офицеров и рядовых пограничной стражи. Тогда же тулья (верх) фуражки офицеров и рядовых корпуса тоже стала светло-зеленой, следовательно, 1902 г. можно считать годом рождения цветов современной пограничной фуражки.

В 1911 г. фуражки этой расцветки были введены для офицеров и нижних чинов управлений и штаба корпуса пограничной стражи. Они носили такие фуражки и во время первой мировой войны.

В послереволюционное время в полном объеме форма одежды советской погранохраны впервые была объявлена приказом в 1923 г. А в следующем году произошли заметные изменения форменной одежды воинских формирований ОГПУ, в частности, была определена расцветка фуражек. Для внутренней и пограничной охраны был выбран темно - синий цвет околыша. Тулья фуражек бойцов внутренней охраны стала краповой (темно-красной), а у пограничников – светло - зеленой с малиновым кантом.

Расцветка пограничных фуражек и зеленый приборный цвет, как видно, были выбраны удачно, поскольку они оставались достаточно устойчивыми, несмотря на значительные изменения в обмундировании.

В 1935 г. с образованием союзного НКВД и появлением персональных воинских званий была введена новая форма одежды военнослужащих НКВД, отличавшаяся от общевойсковой.

Характерно, что, несмотря на тогдашние запреты и преследования царской символики, не нашлось доводов против пограничного зеленого цвета. Отличия погранохраны как особого ведомства продолжали сохраняться в светло - зеленой окантовке обмундирования, в светло - зеленом цвете петлиц на воротниках. А нарукавные знаки различия, звезды и «треугольники» вышивались на светло - зеленом сукне так, что тоже имели светло - зеленую окантовку.

Отличающуюся от общеармейской форму пограничники носили до 1938 г. Ее сменили общевойсковая форма одежды и знаки различия Красной Армии при сохранении зеленых петлиц на воротниках и окантовке обмундирования.

К этому времени относится введение в войсках пилотки. В повседневной службе она почти заменила фуражку, которая стала фактически парадным головным убором. Но для парадов и смотров была определена специальная караульная форма; возможно, поэтому личный состав пограничных нарядов на охрану границы заступал в фуражках, а пилотки в погранвойсках не получили широкого применения.

В начале 1941 г. в политической атмосфере уже пахло грозой. В связи с увеличением численности вооруженных сил и обеспечением лучшей маскировки было запланировано и начато очередное изменение формы одежды, основным направлением которого было сокращение многоцветности обмундирования. Но цветные фуражки формирований НКВД сохранились. Завершению этих перемен помешала война.

Переломный год Великой Отечественной войны, 1943 - й, знаменателен и тем, что вернул наименование «офицеры», приветствие «Здравия желаю (желаем)» и многие другие атрибуты дореволюционной русской армии. И конечно, погоны как знаки различия. Введение погон для НКВД было осуществлено особым Указом Президиума Верховного Совета и приказом наркома внутренних дел. Остались неизмененными зеленая окантовка обмундирования и расцветка фуражек.

Этот приказ предусматривал распространение зеленого приборного цвета и на высший офицерский состав (генералов) погранвойск, что и применялось на практике вплоть до июля 1945 г. Генералы носили зеленые лампасы на брюках, зеленую окантовку обмундирования и погон, папахи с зеленым верхом и фуражки «пограничной расцветки».

Только после Парада Победы И.В. Сталин заметил наркому внутренних дел: «Лаврентий, Верховным Советом СССР введена единая форма для всех генералов. А что, разве предусмотрены «генералы НКВД»? Пришлось после этой реплики Сталина генералам погранвойск отпарывать лампасы и канты.

В начале 50-х гг. форменная одежда погранвойск претерпела изменения. Была введена новая общеармейская форма одежды мирного времени. Но, несмотря на то что светло - синий верх фуражек МВД и КГБ стал защитного цвета, пограничная фуражка не изменилась.

В 1957 г. - произошла очередная реформа формы - она была приближена к европейскому, англизированному типу. Темно - синие брюки были заменены брюками защитного цвета. Для повседневного ношения были введены рубашки с галстуками, открытые френчи с карманами и погоны в виде хлястиков защитного цвета. Приказ министра обороны был введен в действие, и офицеры уже шили новое обмундирование в соответствии с истечением сроков носки.

Известный октябрьский Пленум ЦК КПСС 1957 г. отстранил Г. К. Жукова от должности министра обороны. В связи с этим приказ о новой форме одежды был «положен под сукно» и нарочито забыт, хотя никакими документами его не отменяли. Но даже и сегодня историки военной формы одежды нигде и никогда о нем не упоминают.

Приказ № 70 от 28 марта 1958 г. министра обороны маршала Малиновского о новой форме одежды в очередной раз сократил «форменный» набор. Пограничники утратили малиновую окантовку петлиц на воротниках шинелей рядового состава, но цвета их фуражки проводимая реформа снова не коснулась.

В 1969 и 1973 гг. произошло очередное ограничение зеленого цвета приборного сукна на погонах, петлицах и околышах фуражек. В Министерстве обороны оставлены только три цвета - красный, черный и голубой. У пограничников светло - зеленому, в том числе и на фуражке, опять удалось устоять. Таким образом, это цвет, близкий к камуфляжному, оказался устойчивым в разные политические времена.

Пожалуй, самые серьезные испытания для пограничной формы выпали в 1993 - 1994гг., когда в масштабе России решалась задача удешевления и унификации военного обмундирования. Указом Президента Российской Федерации 23 мая 1994 г. рядовому составу погранвойск предписаны погоны защитного цвета со светло - зелеными продольными полосками по краям. И если одноцветные фуражки офицеров Министерства обороны стали украшать излишними, на наш взгляд, орнаментами вокруг кокарды, золотистым подбородным шнуром и орлом на тулье, то пограничной фуражке удалось сохранить кокарду прежних скромных размеров и защититься от безвкусицы дополнительных деталей.

Вещевой службой пограничных войск в Центральное вещевое управление Министерства обороны были представлены соображения по форме одежды пограничников, в которых фуражки были оставлены без изменений. Министерство обороны восприняло эти соображения без обсуждения и сразу включило их в Указ Президента.

К сожалению, историей не сохранены имена людей - истинных защитников неприкосновенности пограничной фуражки (теперь единственной цветной) ни в былые годы, ни в наши дни.

Но авиация пограничных войск была все же лишена своего оригинального головного убора. Тогдашнее командование воздушных сил пограничных войск прельстила вновь вводимая темно-синяя форма ВВС Министерства обороны, частью которой оказалась и темно - синяя фуражка. Очевидно, кто-то, наделенный властью, посчитал, что зеленая тулья не может гармонировать с темно - синим цветом обмундирования, хотя с 1935 по 1943г. летный состав пограничных войск носил зеленые фуражки с синими тужурками и синими шинелями.

Возможно, кому-то это и пришлось по душе как нечто новое. Но, думаю, немало и тех, кто испытывают грусть, от того, что форма офицеров пограничной авиации лишилась своей традиционной оригинальности и стала такой же, как в ВВС. Это, как и переодевание летчиков морской авиации в «общеавиационный» мундир, все же отказ от традиций, который, что ни говори, редко бывает оправданным.

Зеленая фуражка. Ее нечасто встретишь в городе, вдали от пограничных учреждений, но она сразу бросается в глаза, и при виде ее теплеют взгляды окружающих. Она, как и флотская бескозырка, символизирует постоянный нелегкий воинский труд. Вдали от Москвы, вдали от родного дома, в состоянии постоянной мобилизованности.

Статья взята из Геральдического сборника ФПС России.

Ещё публикации на сайте по этой теме:

Потерялась фуражка

« »Песня Сергея Щура в исполнении Сергея Дёжина
«Фуражечка-фуражка» из альбома «Служил в чужом краю»


Write a comment

  • Required fields are marked with *.